Проблемы в российско-грузинских отношениях должны быть решены Начиная с 1992 года, между Грузией и Российской Федерацией создана солидная законодательная база, которая затрагивает все значительные сферы сотрудничества. Подписано более 100 договоров и соглашений. Из действующих соглашений можно выделить договор между правительствами Грузии и РФ «О свободной торговле». Между двумя странами идет интенсивная работа над совершенствованием законодательной базы. Однако отсутствие договора о добрососедстве и сотрудничестве между Грузией и Российской Федерацией значительно препятствует улучшению общего климата межгосударственных отношений. (Первое «рамочное» соглашение было оформлено в Тбилиси 3 февраля 1994 года. Парламент Грузии ратифицировал его 17 января 1996 года. Однако это соглашение не было ратифицировано Государственной Думой РФ). Президент России поддержал инициативу Президента Грузии о подготовке нового «рамочного» договора. Была достигнута договоренность о завершения договора в кратчайшие сроки. На сегодня стороны согласовали основную часть текста «рамочного» договора, однако после известного заявления Президента России в отношении Грузии 11 сентября 2002 Государственная Дума РФ специальным постановлением дала рекомендации исполнительной власти временно приостановить работу над проектом «рамочного» договора. Во время встречи 6-7 марта 2003 года Президенты Грузии и России отметили необходимость завершить работы над проектом договора. 27-28 марта 2003 мая 2003 года в Тбилиси состоялась встреча группы экспертов. Стороны возобновили работу над проектом и выразили свою готовность о конструктивном ведении переговоров. Нельзя не отметить проблемы между Грузией и Россией, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). После того, как Грузия стала членом ВТО, она обратилась в секретариат организации, чтобы подключится в так называемую «рабочую группу» по вступлению России в члены ВТО. Начиная с 3 ноября 2000 года, грузинская делегация провела 7 двухсторонних и 7 многосторонних встреч-переговоров, на которых были поставлены такие жизненно важные для Грузии вопросы, как условия допуска на рынок товаров и услуг; обложение товаров косвенными налогами по принципу «страны назначения»; отмена запрета на импорт этилового спирта в Россию; нарушение Россией соглашения о контрольно-пропускных пунктах на грузино-российской границе и вызванная этим контрабанда; полноценное функционирование таможенно-пропускного пункта Казбеги-Верхний Ларс; сотрудничество отдельных регионов России с абхазским сепаратистским правительством, что нарушает решения принятые на Совете глав государств СНГ, а также нарушает международные правила о закрытой морской акватории Абхазии; нарушение решения Совета глав государств СНГ, когда была открыта железная дорога Сочи-Сухуми; защита грузинских географических обозначений и товарных знаков на российском рынке; дискриминационный характер визового режима, который был введен Россией по отношению к Грузии; свобода транзита; вопросы подтверждающих сертификатов по определению страны производителя при экспорте товаров в Россию через неконтролируемые центральным грузинским правительством территории ; дифференциация таможенных пунктов в соответствии с различными товарами; разъяснение в сфере СНГ существующих таможенных связях ВТО относительно существующих норм ; признание подтверждающего сертификата соответствия качества товара импортируемого из стран СНГ. В своих заявлениях Грузия постоянно подчеркивает, что поддерживает вступление России в члены ВТО, что сделает торговую политику с таким значительным партнером более стабильной и прогнозируемой, а законодательную базу прозрачной и гармонизированной с международными нормами. Грузия готова сотрудничать с Россией по всем вышеперечисленным вопросам и после конструктивных переговоров достичь обоюдного соглашения вокруг проблемных вопросов. В последней версии отчета рабочей группы по членству РФ в ВТО нашли отражение практически все вопросы, которые были поставлены грузинской стороной. Вместе с этим необходимо отметить, что на большинство вопросов до сих пор не получено ответов. В конце декабря 2002 года Парламент Грузии обсудил ход грузино-российских переговоров связанных с вступлением России в ВТО и постановил поручить исполнительной власти продолжить дальнейшие переговоры. В то же время без решения существующих проблем и без взятия Россией на себя твердых гарантий по выполнению обязательств Грузия не должна поддержать Россию при вступлении в ВТО, - отмечено в постановлении Парламента. Грузинская делегация, как на двухсторонних, так и на многосторонних переговорах продолжает ставить важные для Грузии вопросы с требованием принятия российской стороной адекватных мер или соответствующих обязательств. Грузия рассматривает региональное экономическое сотрудничество как одно из самых приоритетных направлений своей внешней политики. К таким институтам относится и Черноморское экономическое сотрудничество (BSEC), которое недавно было трансформировано из региональной инициативы в региональную экономическую организацию. Становиться необходимым осуществление значительных региональных проектов, что будет способствовать развитию многосторонних экономических отношений и интеграционных процессов в рамках BSEC. Можно только приветствовать сотрудничество России и Грузии в таких сферах, какими являются энергетика, транспорт, связь, чрезвычайные ситуации и др. Следует отметить, что после начала функционирования Черноморского банка торговли и развития ( BSTDB ) появляются реальные средства для осуществления различных проектов. Взаимовыгодное экономическое сотрудничество стран-членов BSEC в рамках организации является основой для мира в регионе, стабильности и создания безопасной среды. Исходя из этого, российско-грузинское сотрудничество в рамках этой организации представляет позитивный фактор для экономического развития региона. Мераб Антадзе, заместитель министра иностранных дел Грузии
|