Национальный банк Грузии: от либеральной до жесткой кредитно-денежной политики
В первой половине 90-х годов ситуация в экономике Грузии была очень тяжелая. Нарастание внутренних политических и военных конфликтов в стране сопровождалось серьезным экономическим спадом. На этом макроэкономическом фоне Национальный банк Грузии (НБГ) проводил так называемую либеральную денежно-кредитную политику: в обращение была выпущена первая «суррогатная» национальная денежная единица – «купон». Независимость НБГ в тот период во многом была условна: осуществлялась широкомасштабное финансирование многочисленных правительственных программ. Результатом явилась гиперинфляция – «купон» был практически обесценен.
С 1994 года Грузия начала сотрудничество с международными финансовыми организациями, в первую очередь с Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком (ВБ). При поддержке этих международных организаций, следуя опыту других стран с переходной экономикой, в Грузии были проведены стабилизационные процедуры, и подготовлены условия для введения действительной национальной валюты. Национальным банком Грузии была принята новая, жесткая кредитно-денежная политика, которая затем очень последовательно была реализована на практике. Первый кредит МВФ НБГ использовал для пополнения национального валютного резерва центрального банка, финансовый рынок был практический стабилизирован, и в 1995 году результатом успешных экономических преобразований явилось введение национальной валюты Грузии – «лари». Одним из главных итогов стремительного экономического прогресса в тот период явилось восстановление доверия участников рынка к Правительству страны. Постепенно гиперинфляция была обуздана, начался экономический рост. Цены в экономике стабилизировались, и с 1997 года наблюдалась тенденция их постепенного снижения. Можно сказать, что 1995-1997 годы были очень успешными для развития: был отмечен рост ВВП на уровне 10%. Усиливающиеся положительные тенденции в экономике сопровождались кредитами Всемирного банка, предназначенными для осуществления структурных реформ, результаты которых можно охарактеризовать как самые успешные. Режим обменного курса был зафиксирован в рамках определенного коридора и для обеспечения его стабильности. Национальный банк Грузии проводил интервенции на внутреннем валютном рынке.
Основной проблемой Грузии в финансовой сфере экономики была и остается реализация эффективной фискальной политики. Высокой собираемости налогов пока что добиться не удается. А если экономика не платит налоги, то, как известно, в бюджете оказывается недостаточно средств для финансирования последующих программ развития. Этому существуют объективные и субъективные причины. Во-первых, Закавказье все еще находится в эпицентре военных и политических конфликтов пограничных государств. Контролировать границы оказывается не просто. В страну потоком ввозятся контрабандные товары, которые по демпинговым ценам выбрасываются на рынок и мешают развитию отечественных производителей. Во-вторых, исторически у страны низкий административный потенциал. Поэтому, несмотря на резкий экономический рост, к сожалению, структурные реформы не пошли глубоко. В первой половине 1998 года в стране продолжается экономический рост, однако, российский кризис 17 августа 1998 года очень сильно ударил по грузинской экономике, поскольку Россия была тогда и по сей день остается одним из стратегически важных экономических партнеров Грузии. На фоне углубляющегося фискального кризиса фактически произошел обвал валютного курса лари. Резко вырос спрос на свободно конвертируемую валюту. Однако Национальный банк Грузии не сразу девальвировал лари. Постепенно в сентябре-декабре 1998 года мы снижали обменный курс, на поддержание которого было затрачено определенное количество национальных валютных резервов.
Такая политика, проводимая НБГ, дала возможность грузинским коммерческим банкам выиграть время и подготовится к неизбежной девальвации, сконцентрировав усилия на работе по возвращению кредитов. 7 декабря 1998 года НБГ приостановил интервенции на валютном рынке, и национальный финансовый рынок перешел на свободный обменный курс. И, начиная с декабря 1998 года, и по сей день, НБГ не продает, а закупает валюту, если рынок такую возможность предоставляет.
В Грузии сформирована и развивается двухуровневая банковская система, и в принципе, уже нет госбанков. Сбербанк Грузии был приватизирован в 1994 году. В этом отношении мы опередили многие страны СНГ и многие проблемы, связанные с этим, смогли предотвратить. В начале 90-ых годов, как и во многих других странах с развивающейся экономики, в Грузии был весьма либеральный порядок лицензирования банков. Открыть банк было просто, поэтому в тот период было зарегистрировано 229 банковских учреждений. Период становления грузинской банковской системы сопровождался усилением криминала и мошенничества вокруг банковской сферы. Грузия столкнулась с феноменом финансовых пирамид и социально-экономическими последствиями их краха. Таким образом, историю развития грузинской банковской системы можно разделить на три этапа. Первый этап – начало 90-ых годов, период зарождения коммерческих банков, сопровождавшийся периодом зарождения системы регулирования и банковского надзора. Второй этап – становление банковской системы, появление законодательной базы и становление надзора. Третий этап начался во второй половине 1998 года и может быть охарактеризован как период посткризисного выживания банков. К счастью, грузинская банковская система устояла. Проблемы, конечно же, есть. Во-первых, сегодня грузинская банковская система все еще находится в процессе становления, так как культуры банковской деятельности исторически не было в принципе и ее надо создавать. Здесь я имею в виду и культуру корпоративного управления, и культуру обслуживания клиентов, и культуру межбанковского взаимодействия, и так далее. Во-вторых, в результате процессов становления и кризисного развития рыночных отношений в стране у населения сохраняется низкий уровень доверия к банковской системе. В-третьих, в ситуации при наличии проблем в экономике трудно ожидать, чтобы банки хорошо работали. Существуют проблемы и с кредитными портфелями банков и с возвратностью кредитов. Были проблемы и с возвратностью кредитов грузинскими банками, полученными от зарубежных организаций, в частности Европейского банка реконструкции и развития. В данный момент можно сказать, что все это уже позади.
Заслуживает внимания то, что, несмотря на значительное сокращение количества коммерческих банков, в течение 2002 года суммарный объем активов банковского сектора Грузии увеличился на 27%. А объем размещенных в банках депозитов физических и юридических лиц увеличился на 36%. Нагрузка этих цифр усиливается, если учесть тот факт, что рост банковской системы Грузии такими темпами в течение трех последних лет стал возможным в условиях 2-5 процентного годового увеличения экономики страны. На адекватном уровне находится объем доходов, полученных коммерческими банками Грузии: чистая совместная прибыль банковской системы превысила 43 млн. лари (20 млн. долларов США), что значительно выше, чем аналогичные данные прошлых лет.
Положительным явлением можно считать тенденцию снижения процентных ставок займов в Грузии. Несмотря на то, что по сравнению с прошедшим периодам этот показатель снизился на 3-4 процентных пункта и на сегодняшний день находится в пределах 22-25%. Пока такой уровень процентных ставок займов все-таки высок. Запланировано объединение корреспондентских и резервных счетов коммерческих банков. Думаю, что эта мера будет способствовать снижению процентных ставок займов. Надо отметить, что процентная ставка займа сокращается параллельно росту кредитования банками секторов экономики, что, думаю, создает обстановку, которая способствует развитию предпринимательства в Грузии.
Несмотря на ежегодный, не менее чем 20-процентный рост депозитов в коммерческих банках, что само собой свидетельствует об углублении доверия общества к банкам, повышение доверия общества по отношению к банковской системе опять остается одним из приоритетных вопросов. Однако здесь надо учитывать тот фактор, что малое количество депозитов в банках обусловлено не столько дефицитом доверия к банковской системе, сколько нехваткой свободных денежных средств у населения и масштабами теневой экономики в стране. Основная сложность помещения в банковские каналы существующих в теневой экономике наличных денег создается тем обстоятельством, что связанные с теневой экономикой субъекты-предприниматели не заинтересованы вести свою деятельность посредством банковских каналов и отображать реальные результаты в финансовых отчетах. Естественно, по этой причине они уклоняются от уплаты налогов в государственный бюджет.
Можно сказать, что в Грузии создана необходимая для банковской деятельности конкурентоспособная среда, что в условиях соответствующего инвестиционного климата послужит дополнительным толчком для привлечения иностранного капитала в банковскую систему, проникновения серьезных банковских учреждений на рынок Грузии и для развития здоровой конкуренции в банковском секторе. Сегодня НБГ осуществляет постоянный и пристальный мониторинг ситуации и в экономике, и в банковской системе страны. Начиная с 1995 года, существенно возросла активность НБГ по становлению и развитию эффективного банковского надзора. Банк Грузии начал активно надзирать над банковской системой. И, надо сказать, что многие наши требования являются для банков серьезными испытанием. Реализация на практике эффективного банковского надзора сопровождалась введениям новых норм в законодательство на фоне сокращения числа коммерческих банков. В начале 1998 года, когда я стал Председателем НБГ, грузинская банковская система насчитывала около 60 коммерческих банков. А сегодня она представлена 23 грузинскими банками и филиалами двух иностранных банков.
В регулировании деятельности коммерческих банков, в целях обеспечения стабильности банковской системы и, в будущем, особое внимание будет уделяться капитализации банков, вопросам управления и диверсификации банками рисков, внедрению принципов корпоративного управления и совершенствованию систем внутреннего контроля.
Мы часто слышим соображение, что проводимая в стране денежно-кредитная политика чрезмерно жестка, из-за чего инфляция ниже необходимого, и, что для подъема развития экономики необходимо инфляционное стимулирование, для чего Национальный банк должен более интенсивно производить эмиссию денег. В грузинской действительности экспансивная денежно-кредитная политика, учитывая целый ряд причин, среди которых главная – существующее положение развития финансовой системы и реального сектора экономики Грузии, принесет стране только отрицательные результаты. Дополнительная денежная эмиссия объективно станет фактором, провоцирующим развертывание инфляционной спирали и макроэкономическую дестабилизацию, что значительно оттянет назад развитие экономики страны и отяжелит социальное положение. Текущая монетарная политика НБГ подразумевает поддержание стабильной макроэкономической среды для динамического роста экономики страны, на фоне не инфляционного предложения денег. В результате, в течение трех последних лет показатель инфляции в стране выражается однозначным числом, а темп роста валютного внутреннего продукта постепенно увеличивается, и в 2002 году составил 5,4%.
Денежно-кредитная политика НБГ носит комплексный характер. Ее главнейшая цель – обеспечение стабильности цен. В этом процессе вырисовываются три значительных и связанных друг с другом приоритета: повышение уровня монетизации экономики, уменьшение масштабов долларизации и поддержание конкурентоспособности страны. Поэтому, основной задачей денежно-кредитной политики должно быть содействие общей социально-экономической стабильности путем поддержания низкой инфляции и покупательной способности национальной валюты. Что касается конкретных параметров, учитывая приоритеты экономического и социального развития Грузии, в 2003 году основой денежно-кредитной и валютной политики станет целевой показатель годовой инфляции в пределах 5%. С целью обеспечения стабильности цен, будет осуществляться политика, которая исходя из экономического роста и денежного спроса, будет основываться на не инфляционное предложение. Будет поддерживаться тенденция постепенной ремонетизации, с тем расчетом, чтобы соотношение широких денег с валовым внутренним продуктом в течение 2003 года увеличилось хотя бы на 0,5 процентных пункта, а рост индекса потребительских цен не превысил его целевой показатель.
Надо отметить, что если до сих пор из-за ограниченности финансовых рынков и соответствующих монетарных инструментов политика Национального банка была несколько негибкой, с текущего года положение изменено. В целях оптимального управления ликвидностью банковской системы и для дальнейшего расширения ареала действия национальной валюты, как платежного и инвестиционного средства, НБГ обеспечивает освоение новых финансовых инструментов, доминирующих в лари, и эффективное использование уже существующих. В текущем году начнет действовать порядок получения от коммерческих банков депозитов, имеющих срок, в том числе и однодневный, который в банковской системе мы будем использовать для стерилизации излишней ликвидности. Усовершенствуется существующий при Национальном банке механизм функционирования межбанковского кредитного аукциона. Ежедневно будет проводиться аукцион недельных кредитных ресурсов. Будет введена практика выдачи однодневных расчетных кредитов с объявлением процентных ставок и т.п.
Вместе с вышеуказанным, если учтем, что в Грузии уже началось строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, которое само собой подразумевает приток дополнительных финансовых потоков в страну и улучшение платежного баланса, мы можем надеяться, что Национальный банк сможет достичь стоящих перед ним целей. Также, если учтем, что мы смогли и сохранили стабильность лари за прошедший период в условиях финансового кризиса Турции и осложненных политико-экономических отношений с Россией, можно сказать, что в этом году для оптимизма мы имеем пока что несравненно более выгодный фон. В общем, по нашему прогнозу, существуют все предпосылки того, что для банковско-финансовой сферы Грузии 2003 год по традиции пройдет стабильно и без существенных осложнений.
Ираклий Манагадзе, Президент Национального банка Грузии |